Сергий Радонежский - игумен земли русской
"Духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа".
(Василий Осипович Ключевский, русский историк)


Троице-Сергиева Лавра
Ныне существующий в Свято -Троице Сергиевой Лавре Троицкий собор, выстроенный из белого камня в 1422 г. над погребением преподобного Сергия на месте трех сменявших друг друга деревянных церквей, первоначально был расписан лучшими мастерами того времени – Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Для иконостаса этого собора создана всемирно известная «Троица», написанная Андреем Рублевым, как отмечают летописи, «в похвалу отцу своему Сергию».
О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого – мастера «плетения словес».
«Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре.
По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей.
Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж.
«Житие» описывает два мистических события, предопределивших покровительство Святой Троицы. Одно произошло еще до рождения святого – в материнской утробе младенец трижды возгласил во время литургии.
Другое событие относится к детским годам.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Всей душой жаждал он учения, но грамота не давалась ему. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, Варфоломей увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Выслушав мальчика, старец достал ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Варфоломей пригласил старца в дом родителей. За трапезой монах успокоил отца и мать Варфоломея: "Отрок хорошо будет знать грамоту. Но самое главное - он станет велик перед Богом и людьми за свою добродетельную жизнь."
Уходя, промолвил напоследок : "Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей."
Н.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», 1889–1890 гг.
Пророчество старца сбылось и вся дальнейшая жизнь Сергия (это имя он принял после пострижения в монахи в 23 года)стала тому подтверждением.
Он ушел в глухие леса близ Радонежа и жил в маленькой келье в полном одиночестве.
Трудно представить, сколько тяжелых испытаний преодолел за это время юный монах.
А помогли ему в этом твердость характера, стойкость , терпение и молитва.
М.В. Нестеров Юность преподобного Сергия
А. Простев Сергий Радонежский
Мимо кельи преподобного Сергия стаями пробегали волки, приходили и медведи, но звери не причиняли ему вреда, словно чувствуя его святость.
Уединение юного Сергия длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.
Всему русскому народу преподобный Сергий любезен чистотой души и прямотой поступков. Вел аскетическую жизнь, питался мало, молился много, сну отдавал ничтожное время, не чуждался простого тяжелого труда, плотничал, хотя происходил из боярского семейства, носил сермяжную одежду с заплатками.
Власти и иных благ земных никогда не искал Сергий.
Не он бегал за властью, а она за ним.
М.В. Нестеров Триптих "Труды Сергия Радонежского"
«Он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова, толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата».
("Житие преподобного Сергия")
Однажды стоя на молитве, преподобный Сергий услышал голос, звавший его.
Сотворив молитву, Преподобный открыл окно.
На небе явился великий свет, и тот же голос сказал: "Сергий, ты молишь о чадах своих, и Господь услышал молитву твою: посмотри, какое множество иноков собрано с тобою во имя Пресвятой Троицы".
Святой Сергий увидел множество прекрасных птиц, которые летели около него...
Затем опять услышал чудный голос: "Так умножится число учеников твоих и после тебя не оскудеют, если будут следовать стопам твоим".
Пророческое видение это сбылось в скором времени.

Из среды троицкой братии выходили светочи русского монашества, становившиеся настоятелями крупных монастырей и архиереями.
Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой.
Так, известны его «миро­творческие походы», когда преподобный отправлялся в дальние места, чтобы смирить гордыню сварящих меж собой князей и склонить их к миролюбию.
Самый известный из них был совершен пешком из Троице-Сергиева монастыря в Нижний Новгород.

Перед Куликовской битвой игумен обители на горе Маковец дал благословение великому князю Дмитрию Ивановичу и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами. В источниках по-разному рассказывается об этом. По одним, государь московский лично посетил со свитой преподобного Сергия. По другим, Сергий прислал русской рати грамоту с благословением. Но, так или иначе, он сыграл роль духовного наставника, стоящего у самых истоков освобождения Руси от ордынского ига.
Илья Глазунов,
Канун. Перед Куликовской битвой.
Победа Куликовская имела громадное значение.
Она произвела решительный переворот в отношениях Руси
и варварской Орды, более полутораста лет ее терзавшей.
Уже после кончины преподобного Сергия, основанная им обитель стала крупным центром духовного просвещения и высокой культуры.
Этот поворот начал происходить в игуменство преемника Сергия — преподобного Никона Радонежского. При нем был построен, расписан фресками и украшен иконами первый каменный храм.

При Никоне и после него в монастыре сложилась традиция собственного книгописания. Монахами собрана была чрезвычайно крупная, по меркам русского Средневековья, библиотека. По заказам настоятелей работали выдающиеся зодчие и церковные живописцы.
Самые известные из них — иноки Даниил Черный и Андрей Рублев. Знаменитейшее творение последнего — икона «Святая Троица» — создавалось для Свято-Троицкого собора Сергиевой обители.
И. Глазунов, Преподобный Сергий Радонежский и Андрей Рублев
Троице-Сергиев монастырь дал целую плеяду книжников и писателей — учеников преподобного Сергия. Это Епифаний Премудрый, Исаак Молчальник, Афанасий Серпуховской, Никон Радонежский. Обитель оказалась одним из центров становления знаменитого стиля «плетения словес», с которым в XIV веке было связано возрождение традиций кирилло-мефодиевской литературы.
Балашов, Д. М. Похвала Сергию / Д. М. Балашов. – Москва : АСТ, 2005. – ISBN 5-17-027127-1 // Библиотека «Либ Кат» : [сайт]. – URL: https://libcat.ru/knigi/proza/istoricheskaya-proza/23179-dmitrij-balashov-pohvala-sergiyu.html#text (дата обращения: 02.02.2024).
Морев И. В. Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской / И. В. Морев. - Санкт-Петербург : Тип. Артил. Жур., 1893. - 32 с. - URL: https://znanium.com/catalog/product/353229 (дата обращения: 01.03.2024). — Режим доступа: ЭБС «Znanium.com», требуется авторизация.
Житие преподобного и богоносного Отца нашего Сергия Радонежского и всея России Чудотворца. – Б.м. : Литография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1855. – 759 с. – ISBN 978-5-4458-0556-4. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117601 (дата обращения: 22.02.2024). — Режим доступа: ЭБС «Унив. б-ка ONLINE», требуется авторизация.
Чтение литературы доступно по логинам и паролям, полученным при регистрации!
Долгушин, Д. Наследие преподобного Сергия Радонежского в русской истории и литературе / Д. Долгушин // Богословский сборник Новосибирской православной духовной семинарии. – 2014. – № 1(9). – С. 37-41. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32750872 (дата обращения: 01.03.2024). — Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
Кириллин, В. М. Преподобный Сергий Радонежский как покровитель воинских сил России / В. М. Кириллин // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. – 2014. – № 5. – С. 201-247. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35361515 (дата обращения: 02.03.2024). — Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
читать
Васнев, Ф. Преподобный Сергий Радонежский и духовный подвиг его служения Церкви и Отечеству / Ф. Васнев // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2022. – № 1(18). – С. 59-73. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48163976 (дата обращения: 01.03.2024). — Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
Преподобный Сергий Радонежский : твой небесный заступник / - Москва : Белый город, Даръ, 2012. — 18 c. — ISBN 978-5-485-00343-2. — URL: https://www.iprbookshop.ru/50533.html (дата обращения: 22.02.2024). — Режим доступа: цифровой образовательный ресурс IPR SMART, требуется авторизация.
Голубинский, Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра : путеводитель / Е. Е. Голубинский. – Репр. изд. 1892 г. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 384 с. – ISBN 978-5-4460-3552-6. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89476 (дата обращения: 22.02.2024). — Режим доступа: ЭБС «Унив. б-ка ONLINE», требуется авторизация.
Цветков, К. Н. Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской и преподобный Сергий Радонежский: к пятисотлетию дня кончины Дмитрия Донского, 1389-19 мая-1889 / К. Н. Цветков. – Москва : Типо-литография Д. А. Бонч-Бруевича, 1889. – 71 с. – ISBN 9785998985300. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70419 (дата обращения: 22.02.2024). – Режим доступа: ЭБС «Унив. б-ка ONLINE», требуется авторизация.
Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты.
Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его".
"При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.
Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия; не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание.
(Ключевский В. О. Очерки и речи. Второй сборник статей. М., [6. г.] // Речь на собрании Московской Духовной Академии в память прей. Сергия. Впервые напечатана в «Богословском вестнике», 1892 г., XI.)
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website